Взгляд со стороны. В ситуациях с высоким градусом волнения, особенно когда нас оценивают другие люди с собственными интересами, становится сложно реалистично оценить происходящее. В таких случаях полезно получить обратную связь, чтобы взглянуть на ситуацию более объективно.
Можно попробовать делать видеозаписи репетиций выступления, а затем просматривать видео, представляя, что это другой человек. Однако не всем удаётся абстрагироваться и извлечь из этого пользу.
Кроме того, каждый из нас по-своему воспринимает реальность и формулирует смыслы, поэтому бывает сложно выразить свою идею по-другому, непривычным способом. У человека, который может дать обратную связь, взгляд со стороны и другой опыт, другая насмотренность, за счет которой он может как минимум помочь вам посмотреть на ваш питч со стороны.
Комментарий Натальи: «Ни в коем случае не нужно отказываться от обратной связи. Неважно, кто вам ее дает: профессионал, друг или коллега. Чем чаще вы питчите другим людям, тем больше шансов развить навык питчинга».
Эксперт даст более сильную обратную связь. Он подскажет, как инвесторы воспримут вашу презентацию и что в ней стоит докрутить, на чем сделать акцент, чтобы произвести нужное впечатление.
Работа с экспертом по подготовке к питчам также дает моральную поддержку и уверенность. Когда опытный человек помогает исправить недостатки и добавить «магии» в вашу презентацию, это очень ценно.
Комментарий Натальи: «В то же время, получая обратную связь от экспертов, не нужно обесценивать свою собственную насмотренность. Обратную связь стоит воспринимать с позиции «взгляда со стороны» и всегда помнить, что про ваш продукт или идею никто не знает больше, чем вы сами.
Прежде всего, ваша цель — донести именно ваше видение до целевой аудитории, говоря с нею на ее языке. Обратная связь призвана прояснить, какие моменты могут быть непонятны аудитории. Поэтому полезно делиться своими идеями с теми, кто не знаком с темой: поймут они — поймут и эксперты».