Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Согласен

Как университету построить взаимовыгодное и устойчивое сотрудничество с индустриальными партнерами в рамках национальных и федеральных проектов

🗓️ Апрель 2025

Сотрудничество с индустриальными партнерами дает университетам возможность не только сохранять актуальность и развиваться, но и вносить ощутимый вклад в экономику страны. О том, как выстроить такую кооперацию на принципах win-win, рассказал Фертман Александр Давидович в ходе первого вебинара «Стратегическое технологическое лидерство» из серии «Люди. Университеты. Технологии», организованной стартап-студией.


  • Фертман Александр Давидович
    управляющий директор департамента научно-технологического развития Фонда «Сколково»



Ниже представлены ключевые тезисы выступления Александра Давидовича «Возможности коопераций для университетов в рамках национальных проектов».

В записи вебинара вы также найдете подробные пояснения и иллюстрирование тезисов выступления слайдами презентации. Запись вебинара доступна в VK Видео (06:00 — 27:00).

Национальные и федеральные проекты как механизм масштабирования

✔️ Технологическое лидерство требует самостоятельных решений. Закон № 523-ФЗ подчеркивает важность собственных линий разработки технологий и производственных цепочек.
✔️ Развитие линий разработки — приоритет. Они подразумевают помимо технологии еще и кадры, и воспроизводимость результатов.
✔️ Государство поддерживает восстановление утраченных компетенций. Особенно в критических отраслях, где сегодня существует сильная зависимость от внешних поставщиков.
✔️ 9 приоритетных национальных проектов дают рамку и ресурсы для включения университетов в экономику страны через собственные разработки.

Самоопределение университета: роль и стратегические задачи

☑️ Университет — источник решений для промышленности. Главный запрос со стороны государства и бизнеса — практико-ориентированные разработки.

☑️ Важно сохранить академическую идентичность и фокус на собственном развитии, а не превратиться в просто подрядчика. Основная внутренняя задача университета или исследовательского центра — стать максимально экономически влиятельным в регионе, стране (и мире).

☑️ Три стратегических направления развития университета:
1. Образование. Подготовка кадров через вовлечение в реальную научно-техническую работу.
Следует уточнить, что воспитать кадры с нужным уровнем компетенций невозможно, не вовлекая их в исследовательскую работу и в развитие инноваций.
2. Наука и исследования. Создание новых знаний и решений с потенциалом внедрения.
Сюда относится исследовательская деятельность, направленная на получение результатов, которые хотя бы гипотетически могут быть использованы.
3. Инновации. Реализация результатов исследований в прикладной, рыночной плоскости.

Инновационность прежде всего подразумевает фокусировку на пользу технологическим и индустриальным партнерам — то есть «не-университетским» людям. Чтобы генерировать такую пользу, университет может встраивать ценность в технологическую цепочку компаний или же встраивать компанию в свою технологическую цепочку — в последнем случае создаются технологические пакеты, которые востребованы конкретными людьми и предприятиями.
Фокус исключительно на краткосрочную прибыль от НИОКР может привести к нехватке ресурсов для формирования технических заделов, деградации научной команды и утрате потенциала к технологическому прорыву.
Университет, ориентированный только на доход, рискует перейти на модель работы инжиниринговой компании с ограниченной инновационной емкостью.

Траектории развития университета: две рабочие стратегии

✔️ Академическое и технологическое превосходство. Университет наращивает компетенции через глубокую научную работу. Это требует времени, но дает устойчивые результаты.
✔️ Создание ценности через интеграцию функций. Университеты соединяют науку, технологии, инжиниринг и коммерциализацию. Выпускники становятся не только учеными, но и технологами, менеджерами решений.

Пути включения в реализацию нацпроектов

  1. Лицензирование. Университет продает права на технологии. Требуются оформленные и зрелые разработки.
  2. Контракты с индустрией на НИОКР. Прямое сотрудничество, но возможности зависят от уровня финансирования отрасли.
  3. Предпринимательство. Университеты тестируют гипотезы и создают стартапы, особенно в незанятых нишах.

Как встраиваться в деятельность индустриального партнера

☑️ Ключевой вопрос — какую ценность университет может дать бизнесу. К таким ценностям относятся в первую очередь исследования, разработки, инновации и авторское сопровождение. Наиболее перспективный формат для университетов — авторское сопровождение, когда университет не просто создает решение, а становится партнером в адаптации и развитии технологических цепочек в производственной среде.

☑️ Связи внутри компаний — через выпускников и «агентов» университета. Устойчивое сотрудничество требует людей внутри бизнеса, заинтересованных в долгосрочной работе с университетом.

☑️ Построение доверительных отношений со всеми участниками кооперации. Понимание мотивации друг друга, уважение интересов и цели — это основа устойчивого и взаимовыгодного партнерства.

Заключение

Университеты, стремящиеся к устойчивому развитию и технологическому лидерству, должны переосмыслить свою роль в национальной инновационной системе. Сегодня недостаточно быть поставщиком кадров или научных публикаций — необходимо стать полноценным партнером для индустрии, разделяющим с ней риски, выгоды и стратегические цели.

Эффективное сотрудничество с бизнесом строится не на разовых проектах, а на долгосрочных отношениях, доверии и глубоком понимании ценности, которую университет может внести в технологическую и производственную цепочку. Именно такие партнерства становятся точками роста для обеих сторон — и, в конечном счете, драйверами экономического развития страны.
Получать новые статьи и кейсы в телеграм-канале стартап-студии «Открытые инновации»
Проведем обучение предпринимательству под ваш запрос, свяжитесь с нами