Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Согласен

Университет + индустрия: как в ПИШ НовГУ строят мост между наукой и реальным сектором

Как научным разработкам найти путь в реальный сектор экономики? Об этом рассказал Сергей Чеботарев, директор ПИШ Новгородского государственного университета им. Я. Мудрого, на втором вебинаре из серии «Люди. Университеты. Технологии», организованной стартап-студией.
  • Апрель 2025

  • Чеботарев Сергей
    директор Передовой инженерной школы Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого



Ниже мы собрали ключевые тезисы выступления эксперта «Чему "учить ученого": опыт развития компетенций сотрудников ПИШ НовГУ».

В записи вебинара вы также найдете подробные пояснения и иллюстрирование тезисов выступления слайдами презентации. Запись вебинара доступна в VK Видео (28:15 — 1:04:20).

Почему в ПИШ НовГУ начали заниматься коммерциализацией разработок

☑️ ПИШ НовГУ объединяет несколько лабораторий, работающих по пяти направлениям. Несмотря на активное грантовое финансирование, многие проекты долгое время не доходили до индустриальных заказчиков.

☑️ Поворотной точкой стала «ядерная» Лаборатория цифровой обработки сигналов, начавшая работать под конкретные запросы предприятий и сопровождать разработку до стадии коммерциализации. Этот подход стал моделью для других лабораторий ПИШ.

Ключевые элементы модели взаимодействия лабораторий ПИШ с индустриальными партнерами

1. Совместные НИОКР
Чтобы завоевать доверие индустрии, университету пришлось доказать, что он может не только «отчитаться», но и создать востребованный продукт.
Что помогало:
✔️ Классическая модель НИОКР: техзадание, сроки, бюджет. Включение студентов в рабочие группы с фиксацией результатов в цифровом паспорте проекта.
✔️ При пожертвованиях — важно взаимопонимание сторон, куда идут финансовые средства.
✔️ Не стоит недооценивать «малые» проекты — они позволяют студентам учиться быстрее и с меньшими рисками.
✔️ При наличии потенциала — продолжение НИОКР в направлении совместной коммерциализации.

2. Повышение квалификации сотрудников предприятий
Курсы формируются по запросу предприятий, с опорой на экспертизу университета.
✔️ Важную роль играет авторитет преподавателя: важен практический опыт, выполненные проекты, умение «держать аудиторию».
✔️ При необходимости привлекаются внешние эксперты.
✔️ Обратная связь — обязательный элемент.

3. Привлечение инженеров-практиков к обучению студентов
Реальный опыт — ключ к качественному инженерному образованию. Но привлечь практиков к преподаванию непросто.
Главные барьеры
  • Разница в доходах — час работы инженера зачастую дороже целого небольшого курса.
  • Отсутствие преподавательского опыта.
  • Бюрократия и административные сложности.
Решение
✔️ Формат микромодулей: 4−6 часов в месяц — минимальная нагрузка, высокая отдача.
✔️ Вся операционная нагрузка передана управлению инженерным образованием.
✔️ Просим предприятия поддержать участие специалистов административно и финансово.

4. Профориентация
✔️ Экскурсии школьников на предприятия формируют осознанный интерес к профессии.
✔️ Целевое обучение работает не всегда — обязательства можно «выкупить». А если школьник заранее понимает, где он сможет работать, шанс, что он туда придет, выше.

Примеры ошибок в работе с индустриальными партнерами и как их избежать

❌ Ошибка «заинтересованности»
Проект выполняется по инерции, без мотивации и перспективы продолжения.
Что делать: устранить разрыв между технарями и финансистами, обеспечивать прозрачные договоренности.

❌ Ошибка «неограниченности»
Размытые задачи и бюджеты, неясность, отсутствие ответственности.
Что делать: четкая структура сметы, сокращение дистанции и регулярное взаимодействие специалистов по финансам и технике.

❌ Ошибка «возничего»
Университет тащит все на себе — перегружается, партнёры разочаровываются, происходит потеря лабораторий.
Что делать: избегать моно-партнерской модели, создавать распределенную экосистему и давать лабораториям автономию.

Как университет помогает сотрудникам доводить технологии до рынка

Коммерциализация — это навык. В ПИШ делают ставку на развитие технологических менеджеров внутри университета.
В частности, в рамках регулярного обучения специалистов в 2024—2025 годах была реализована программа «Школа коммерциализации технологий НовГУ» — совместный проект университета, стартап-студии «Открытые инновации» и Академии управления WINbd.

  • 60 сотрудников — инженеры, ученые, специалисты по трансферу — прошли путь от идеи до адаптированного под индустрию решения.
  • Участники осваивали методы работы с запросами рынка, привлечения финансирования, внедрения технологий в бизнес.

Программа стала важной частью экосистемы технологического предпринимательства НовГУ, в которой университет не только развивает науку, но и помогает сотрудникам создавать востребованные продукты. Таким образом, в университете появляется новая роль — технологический лидер, человек, умеющий не только изобретать, но и внедрять.

На фото: Участники сессии «Поддержка приоритетных предпринимательских групп» на Кавказском инвестиционном форуме 2025
Участники и организаторы «Школы коммерциализации технологий НовГУ»
Получать новые статьи и кейсы в телеграм-канале стартап-студии «Открытые инновации»
Проведем обучение предпринимательству под ваш запрос, свяжитесь с нами