Вам нужен технологический менеджер
Технологические менеджеры, которые владеют инструментами коммерциализации технологий и способны выстроить коммуникацию представителей университета и рынка, развить продукт до высоких степеней зрелости и появления прототипов — необходимый элемент на пути к коммерциализации технологий и инновациям.
Проблема в том, что на рынке практически нет специалистов, выполняющих функцию технологических менеджеров, отвечающих за связку «ученый — технологический лидер — представитель рынка». Если вы начнете развивать такие компетенции сейчас, это даст серьезное преимущество.
В мире есть практика создания центров компетенций, которые готовят технологических менеджеров. В России теперь тоже есть такой центр. Он реализован на базе Центра комплексного развития компетенций руководителей научных, научно-технических проектов и лабораторий Западно-Сибирского НОЦ. Школа руководителей научно-технических проектов ЦРК стала хорошим примером развития человеческого капитала в сфере исследований и разработок, это опыт, который всем стоит перенимать и тиражировать.
Этап 4. Создание сервиса сопровождения проектов
Университету нужны люди, которые будут управлять развитием проектов. Именно они станут гарантией для индустрии и покажут, что университет работает прозрачно, по понятному алгоритму.
После того как деньги поступят в университет, отдел сопровождения проектов будет учитывать цикл закупок, синхронизировать научные кафедры и развивать проект дальше. Как тратятся финансы, какие закупки прошли, как идет контрактование, выполняется ли план, какие есть отклонения — все эти вопросы попадут в их сферу ответственности.
Этап 5. Создание отдела по продаже РИД. Создание отдела венчурного сопровождения
Процессы по продаже РИДов выстроены в вузах крайне слабо. Вам нужны специалисты, которые будут сопровождать работу с результатами интеллектуальной собственности: передача лицензий, формирование совместных предприятий, создание стартапов. Затем следует определить РИДы с наибольшим коммерческим потенциалом, проработать стратегию коммерциализации для них и запустить переговоры с потенциальными заказчиками.
Аналогичная схема актуальна и для отдела венчурного сопровождения. В разных университетах по всему миру реализована одна из двух моделей: либо собственный центр коммерциализации университета, либо общий центр трансфера, который обслуживает несколько крупных университетов.