Стартап-студия «Открытые инновации» запустила 15 университетских акселераторов

Акселерационная программа поддержки проектных команд и студенческих инициатив проводится в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства».
Итоги работы с университетами за 2022 год><meta itemprop=
Итоги работы с университетами за 2022 год

Помогаем университетам запускать собственные акселераторы

Мы помогаем университетам запускать собственные акселераторы в рамках проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства». Он создан, чтобы вырастить людей с предпринимательскими компетенциями, которые смогут серийно запускать новые бизнесы, создавать новые технологические продукты и рабочие места. За рубежом 25% стартапов рождаются в университетах, а в России всего 3%. Мы рассчитываем, что с нашей помощью эта цифра вырастет.

Акселераторы 2022 года в цифрах

В 2022 году мы провели 15 акселерационных программ для 14 университетов. Большая часть программы проходила онлайн: мы сопровождаем университеты в разных регионах страны, и привлекаем экспертов и трекеров со всей России.
15
университетских акселераторов
7500
студентов и сотрудников вузов
более 1200
идей и проектов собрано по всем вузам
более 610
проектов было представлено на демо-днях
150
онлайн-вебинаров по развитию продуктов
105
индивидуальных трекшн-митингов для команд
30
питч-сессий
120
экспертных выступлений и консультаций
Эксперты стартап-студии «Открытые инновации» проводят университетские акселераторы.

Вузы, в которых мы запустили программу акселерации

Сибирский государственный медицинский университет
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет имени Н. П. Огарёва
Государственный университет управления
Вятский государственный университет
Самарский государственный технический университет
Волгоградский государственный технический университет
Сургутский государственный университет
Томский государственный университет
Университет управления ТИСБИ
Чеченский государственный университет
Национальный исследовательский Томский политехнический университет
Тюменский государственный университет
Самарский государственный медицинский университет
Новосибирский государственный технический университет

Составляющие программы акселерации

Стартовые интенсивы, открывающее мероприятие всей акселерационной программы. Интенсив начинается с выступлений руководства университета и индустриальных партнеров, они рассказывают студентам, какие возможности дает участие в акселераторе, какие ресурсы и экспертизу могут предоставить. Мы рассказываем, как организована программа и работа каждой команды, после чего студенты распределяются по группам для работы с модераторами.
На интенсиве делимся со студентами креативными техниками, позволяющими найти идею нового продукта или доработать имеющуюся.

Цикл из 10 лекций по созданию продукта
После интенсива начинается цикл из 10 лекций по продуктовой методологии. Это материал, подготовленный командой, создавшей один из лучших в России внутрикорпоративных акселераторов «MTS Strartup Garage», они перешли в команду стартап-студии «Открытые инновации», чтобы вместе с нами развивать студенческое предпринимательство. Лекции основаны на практическом опыте, с примерами реальных стартапов, большим количеством инструментов и шаблонов, помогающих студентам сразу применять их к своей идее.

8 трекшн-митингов
Индивидуальные встречи каждой команды с трекером, специалистом по кратному росту стартапа.

Экспертные выступления
Выступления экспертов по рынкам НТИ и технологиям и выступления стартапов с историями создания их продукта.

Презентации проектов
Презентация проектов — одно из самых важных и ключевых событий акселератора, это возможность продемонстрировать результаты и заинтересовать потенциальных инвесторов и партнеров. В середине программы мы проводим промежуточную защиту, мы называем ее экватор, и в конце финальная защита — демодень.

Демо-день — это бесценный опыт проведения полноценного публичного выступления. Рассказ о проекте со сцены на большую аудиторию, ответы на вопросы в условиях ограниченного времени — все это неизбежная часть жизни стартапера. В процессе подготовки студентам удается сформировать более четкое видение своего проекта и получить консультации экспертов.

Сопровождение университетских команд

Мы привлекли в программу экспертов стартап-студии «Открытые инновации» и Академии управления WINbd для сопровождения и обучения команд организаторов. Мы даем необходимую базу и передаем методологию проведения акселератора, чтобы они смогли в будущем проводить их самостоятельно.

Еженедельные встречи помимо формирования hard skills, продуктовых компетенций, помогают выстроить работу команд по agile, формировать и расставлять в бэклоге, а также развить soft skills и метакомпетенции, например, толерантность к ошибкам, критическое мышление, ориентацию на результат, клиентоцентричность, коммуникации в команде и с клиентами.

Обучение трекеров для университетских команд

В каждом университете порядка 500 студентов-участников программы, которые на выходе должны представить 100 стартап-проектов. Трекеры сопровождают команды, помогают развиваться и расти бизнесу, продуктам, идеям и командам: находят слабые места и направляют команду в поисках решений для снятия ограничений и развития.

Трекинг проектов — это новый вид деятельности для университетов, поэтому мы привлекаем трекеров с рынка и обучаем сотрудников университета, а затем проводим для них практику на студенческих командах. Часть университетских сотрудников уже прошлавводный курс по трекингу, который мы провели в рамках «Архипелага 2022».

Мы используем сильные стороны университетов

Университетская среда хорошо подходит для запуска стартапов: проверка гипотез, эксперименты, создание прототипов, поиск решения в условиях неопределенности свойственны научным исследованиям, эти же навыки необходимы для работы над новым продуктом. И университеты, пожалуй, единственный тип компаний, не испытывающий проблем с кадрами — новые студенты приходят каждый год, это позволяет пробовать серийно запускать новые проекты.

Переход из проектной логики в продуктовую

Одна из специфичных задач этого проекта — мотивация на переход из проектной логики, уже привычной многим университетам, в продуктовую, которая необходима для развития в акселераторах. В проектной логике сроки, бюджет, образ результата и команда определены на старте и отклонения не приветствуются. А в продуктовой все наоборот, принцип «fail fast» является важным элементом исследования. Мы сумели найти ценность, которая помогает преподавателям и студентам переключиться из проектной логики в продуктовую. Продуктовый подход снимает вопрос «что делать дальше» и помогает студентам превратить разовую задачу в повторяемую, составить собственный план развития и, подтвердив спрос, привлекать деньги от клиентов или инвесторов, а не жить от гранта до гранта, меняя содержание своей работы под цели конкурсов.

Учим университеты самостоятельно запускать стартапы

Одна из наших задач в проекте — научить университеты работать со стартапами самостоятельно. Достижение целей федерального проекта ожидается к 2030 году, но финансирование утверждено пока только на 2022-2024 годы. Это значит, что нужно помочь университету провести акселераторы и обучить преподавателей продуктовой методологии для проведения образовательной программы. Нужно обучить и натренировать руководителей студенческих проектов и наставников трекингу, чтобы они могли в зависимости от задачи использовать проектный или продуктовый подход. Нужно научить профильных административных сотрудников, то есть центр студенческого предпринимательства или управление по науке и инновациям, созданию и управлению акселератором. И все это нужно сделать одновременно.

Мы систематизировали наш опыт и рады помочь вузам в организации акселераторов

☑️ Знаем тонкости подготовки заявки: в 2022 году вышли на конкурс с 14 вузами, все заявки получили высокие баллы от экспертов.
☑️ Привлекаем команду профессиональных трекеров, экспертов по сопровождению стартап-проектов.
☑️ Используем методологию проведения акселератора в университете, которая позволяет эффективно обучить студентов и получить стартап-проекты в конце программы.
☑️ Адаптируем образовательный материал в соответствии с выбранными рынками НТИ.
☑️ Выступим в заявке на конкурс в качестве двух инфраструктурных партнеров.