Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных в целях функционирования сайта. Нажимая кнопку «Согласен», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Согласен

Как перестать «тушить пожары» и перейти к управляемой системе молодежного предпринимательства в университете

🗓️ Май 2025

Развитие молодежного предпринимательства в университетах зачастую не приносит ожидаемых результатов, несмотря на значительные усилия. О том, почему это происходит и как эффективно развивать молодежное предпринимательство, рассказала Ирина Долгих, директор по развитию стартап-студии «Открытые инновации» на недавнем вебинаре «О реализации партнерских проектов по развитию молодежного предпринимательства в университетах».

В своем докладе эксперт объяснила, как перейти от хаотичных активностей к устойчивой системе, и представила опыт построения экосистемы предпринимательства на базе университетов. Организатором вебинара выступил Проектный офис по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России. Модерировала встречу Серебрянникова Ольга Анатольевна, директор Проектного офиса.

В статье собраны ключевые тезисы выступления Ирины. Полную версию вебинара с комментариями к докладу Серебрянниковой Ольги Анатольевны, смотрите по ссылке в Telegram-канале Проектного офиса.

  • Ирина Долгих

    Ирина Долгих
    директор по развитию стартап-студии «Открытые инновации», эксперт по технологическому предпринимательству, предприниматель

1. Целеполагание и модели предпринимательства в университетах

Эксперт выделила основные цели, которых может достигать университет через развитие предпринимательства как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе (5 — 10 лет):

  • Дополнительная карьерная траектория для студентов
  • Конкурентное преимущество для университета
  • Создание дополнительной ценности для исследователей
  • Развитие региональной и национальной экономики
  • Финансовые возможности для университета
На фото: Целеполагание и модели предпринимательства в университетах
Ирина представила две основные модели предпринимательства в университетах, которые позволяют достигать выбранных целей:

  • Модель спин-оффов (через стартап-студии): дорого, долго, требует полноценной инфраструктуры и инвесторов. Эксперт поделилась опытом, что в большинстве случаев эту модель невозможно эффективно реализовать в университете без серьезных вложений.
  • Модель развития студенческого предпринимательства: доступна большинству университетов уже сегодня, требует меньше ресурсов, но нуждается в четкой системе и управлении.
На фото: 2 модели предпринимательства в университете
2 модели предпринимательства в университете
Эксперт подчеркнула, что эти две модели направлены на достижение разных целей и опираются на разные ресурсы. Тем не менее, на практике они часто смешиваются, что значительно снижает эффективность развития молпреда в университетах. Чтобы избежать этого, университетам важно сначала определить свои цели, прежде чем структурировать свои действия и выбирать модель.

2. Переход от частных активностей к системе

Системность — важный критерий зрелости университетской предпринимательской среды.

По словам Ирины, акселераторы, тренинги и заявки на «Студенческий стартап» — это отдельные элементы. Без единой цели, показателей эффективности и согласованности с партнерами, они не приведут к устойчивому результату.

Из чего состоит система молодежного предпринимательства

  • стратегические цели и прогнозы
  • воронка участников: от регистрации до успешных проектов
  • учет интересов всех стейкхолдеров
  • четкая зона ответственности и KPI
  • медиаплан, бюджет, ресурсы и цифровая документация
На фото: Пример системной модели управления проектами
Пример системной модели управления проектами

3. Один из ключевых факторов успешности — эффективная коммуникация

Проблемы с коммуникацией — одна из самых частых причин сбоев при реализации даже хорошо продуманных стратегий. Это касается как крупных корпораций, так и университетов. Без общего понимания целей, задач и ролей внутри команды усилия рассеиваются, и результат оказывается слабее возможного.
На фото: основные причины неудач при реализации стратегий
Ирина Долгих подчеркнула: эффективная коммуникация начинается с ясности — зачем мы это делаем и куда идем.
Чтобы удерживать фокус и переосмысливать свои действия, она рекомендует проводить ежегодные стратегические или проектные сессии.

Их можно организовывать силами команды, но особенно ценным становится привлечение внешних экспертов — это помогает взглянуть на процессы свежим взглядом и избежать замыливания восприятия.
На фото: рабочие решения: аудит, стратегические и проектные сессии

4. Работа с партнерами и другими стейкхолдерами

Сильная экосистема невозможна без участия как внешних, так и внутренних партнеров. Важно выявлять стейкхолдеров, понимать их мотивации и строить с ними диалог на основе взаимной выгоды
На фото: Стейкхолдеры в системе университетского молодежного предпринимательства
Стейкхолдеры в системе университетского молодежного предпринимательства
Полезные практики

  • регулярные сверки с внешними экспертами для сохранения объективности
  • формирование кадрового резерва с учетом текучести
  • система показателей эффективности в партнерских проектах
  • работа с интересами партнеров: упражнения, обучение, совместные стратегические сессии
На фото: Примеры системы показателей и дашбордов для работы с индустриальными партнерами
Примеры системы показателей и дашбордов для работы с индустриальными партнерами
Примеры упражнений для выявления стейкхолдеров и системной работы с ними

На фото: Упражнение 1. Помогает выявить стейкхолдеров и связи между ними в проекте или системе
Упражнение 1. Помогает выявить стейкхолдеров и связи между ними в проекте или системе
На фото: Упражнение 2. Помогает найти точки пересечения всех сторон, чтобы вести все переговоры в позиции win-win
Упражнение 2. Помогает найти точки пересечения всех сторон, чтобы вести все переговоры в позиции win-win

5. Команда — фундамент устойчивости

В «Открытых инновациях» работа над проектами всегда начинается с анализа ролей и компетенций команды. Часто именно дефицит компетенций в продуктовом подходе становится причиной неудач. Кадры важно развивать, учитывая в том числе текучесть.

  • Без политической воли ректора и курирующего проректора — ничего не «полетит».
  • В экосистеме молпреда зачастую отсутствует методологический отдел, изучающий лучшие практики предпринимательства, накапливающий и тиражирующий знания.
  • Отсутствие системного подхода к формированию кадрового резерва, способного работать в продуктовой логике.
  • Формирование «ядра» и базы трекеров, проверенных «в бою».
  • Сложно вовлечь в культуру предпринимательства, если вы сами не вовлечены. Полезны: стажировки, проекты в молпреде, обучение и общение для расширения насмотренности.

6. Сила цифрового следа

Важно создавать и сохранять цифровые следы, включая инструкции, шаблоны, документы, чтобы сохранять и передавать накопленные знания и опыт. Без цифрового следа с уходом или сменой роли сотрудника теряется ценный ресурс. Это касается не только документации, но и платформ, готовых решений и моделей, которые можно адаптировать вместо разработки с нуля.

Цифровая экосистема позволяет

  • масштабировать опыт
  • избегать повторных ошибок
  • сохранять знания внутри структуры

В реализации программ стартап-студии мы, как правило, используем партнерскую онлайн-платформу  Distant.Global. Она позволяет отслеживать и фиксировать все необходимые показатели эффективности в динамике.
На фото: Цифровая экосистема сервисов и инструментов сопровождения студентов по предпринимательскому треку
Цифровая экосистема сервисов и инструментов сопровождения студентов по предпринимательскому треку

Заключение

Развитие молодежного предпринимательства — не серия разовых мероприятий, а многолетняя стратегическая работа.

Устойчивую систему можно построить даже при ограниченных ресурсах, если:

  • четко поставить цели
  • распределить роли и зоны ответственности
  • использовать опыт партнеров
  • не бояться переосмысливать процессы

Важно выходить за рамки отдельных инициатив и создать экосистему, в которой каждый элемент работает на общий значимый результат. Только так предпринимательская активность студентов станет настоящим конкурентным преимуществом университета.
Получать новые статьи и кейсы в телеграм-канале стартап-студии «Открытые инновации»
Поможем настроить управляемую систему предпринимательства в университете, свяжитесь с нами