Продолжая использовать наш сайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie и пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) с помощью интернет-сервисов Яндекс.Метрика, Mail.ru в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга, и проведения статистических исследований и обзоров. Нажимая кнопку «Согласен», Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Согласен

Как перестать «тушить пожары» и перейти к управляемой системе молодежного предпринимательства в университете

🗓️ Май 2025

Развитие молодежного предпринимательства в университетах зачастую не приносит ожидаемых результатов, несмотря на значительные усилия. О том, почему это происходит и как эффективно развивать молодежное предпринимательство, рассказала Ирина Долгих, директор по развитию стартап-студии «Открытые инновации» на недавнем вебинаре «О реализации партнерских проектов по развитию молодежного предпринимательства в университетах».

В своем докладе эксперт объяснила, как перейти от хаотичных активностей к устойчивой системе, и представила опыт построения экосистемы предпринимательства на базе университетов. Организатором вебинара выступил Проектный офис по развитию молодежного предпринимательства в образовательных организациях высшего образования Минобрнауки России. Модерировала встречу Серебрянникова Ольга Анатольевна, директор Проектного офиса.

В статье собраны ключевые тезисы выступления Ирины. Полную версию вебинара с комментариями к докладу Серебрянниковой Ольги Анатольевны, смотрите по ссылке в Telegram-канале Проектного офиса.

  • Ирина Долгих

    Ирина Долгих
    директор по развитию стартап-студии «Открытые инновации», эксперт по технологическому предпринимательству, предприниматель

1. Целеполагание и модели предпринимательства в университетах

Эксперт выделила основные цели, которых может достигать университет через развитие предпринимательства как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе (5 — 10 лет):

  • Дополнительная карьерная траектория для студентов
  • Конкурентное преимущество для университета
  • Создание дополнительной ценности для исследователей
  • Развитие региональной и национальной экономики
  • Финансовые возможности для университета
На фото: Целеполагание и модели предпринимательства в университетах
Ирина представила две основные модели предпринимательства в университетах, которые позволяют достигать выбранных целей:

  • Модель спин-оффов (через стартап-студии): дорого, долго, требует полноценной инфраструктуры и инвесторов. Эксперт поделилась опытом, что в большинстве случаев эту модель невозможно эффективно реализовать в университете без серьезных вложений.
  • Модель развития студенческого предпринимательства: доступна большинству университетов уже сегодня, требует меньше ресурсов, но нуждается в четкой системе и управлении.
На фото: 2 модели предпринимательства в университете
2 модели предпринимательства в университете
Эксперт подчеркнула, что эти две модели направлены на достижение разных целей и опираются на разные ресурсы. Тем не менее, на практике они часто смешиваются, что значительно снижает эффективность развития молпреда в университетах. Чтобы избежать этого, университетам важно сначала определить свои цели, прежде чем структурировать свои действия и выбирать модель.

2. Переход от частных активностей к системе

Системность — важный критерий зрелости университетской предпринимательской среды.

По словам Ирины, акселераторы, тренинги и заявки на «Студенческий стартап» — это отдельные элементы. Без единой цели, показателей эффективности и согласованности с партнерами, они не приведут к устойчивому результату.

Из чего состоит система молодежного предпринимательства

  • стратегические цели и прогнозы
  • воронка участников: от регистрации до успешных проектов
  • учет интересов всех стейкхолдеров
  • четкая зона ответственности и KPI
  • медиаплан, бюджет, ресурсы и цифровая документация
На фото: Пример системной модели управления проектами
Пример системной модели управления проектами

3. Один из ключевых факторов успешности — эффективная коммуникация

Проблемы с коммуникацией — одна из самых частых причин сбоев при реализации даже хорошо продуманных стратегий. Это касается как крупных корпораций, так и университетов. Без общего понимания целей, задач и ролей внутри команды усилия рассеиваются, и результат оказывается слабее возможного.
На фото: основные причины неудач при реализации стратегий
Ирина Долгих подчеркнула: эффективная коммуникация начинается с ясности — зачем мы это делаем и куда идем.
Чтобы удерживать фокус и переосмысливать свои действия, она рекомендует проводить ежегодные стратегические или проектные сессии.

Их можно организовывать силами команды, но особенно ценным становится привлечение внешних экспертов — это помогает взглянуть на процессы свежим взглядом и избежать замыливания восприятия.
На фото: рабочие решения: аудит, стратегические и проектные сессии

4. Работа с партнерами и другими стейкхолдерами

Сильная экосистема невозможна без участия как внешних, так и внутренних партнеров. Важно выявлять стейкхолдеров, понимать их мотивации и строить с ними диалог на основе взаимной выгоды
На фото: Стейкхолдеры в системе университетского молодежного предпринимательства
Стейкхолдеры в системе университетского молодежного предпринимательства
Полезные практики

  • регулярные сверки с внешними экспертами для сохранения объективности
  • формирование кадрового резерва с учетом текучести
  • система показателей эффективности в партнерских проектах
  • работа с интересами партнеров: упражнения, обучение, совместные стратегические сессии
На фото: Примеры системы показателей и дашбордов для работы с индустриальными партнерами
Примеры системы показателей и дашбордов для работы с индустриальными партнерами
Примеры упражнений для выявления стейкхолдеров и системной работы с ними

На фото: Упражнение 1. Помогает выявить стейкхолдеров и связи между ними в проекте или системе
Упражнение 1. Помогает выявить стейкхолдеров и связи между ними в проекте или системе
На фото: Упражнение 2. Помогает найти точки пересечения всех сторон, чтобы вести все переговоры в позиции win-win
Упражнение 2. Помогает найти точки пересечения всех сторон, чтобы вести все переговоры в позиции win-win

5. Команда — фундамент устойчивости

В «Открытых инновациях» работа над проектами всегда начинается с анализа ролей и компетенций команды. Часто именно дефицит компетенций в продуктовом подходе становится причиной неудач. Кадры важно развивать, учитывая в том числе текучесть.

  • Без политической воли ректора и курирующего проректора — ничего не «полетит».
  • В экосистеме молпреда зачастую отсутствует методологический отдел, изучающий лучшие практики предпринимательства, накапливающий и тиражирующий знания.
  • Отсутствие системного подхода к формированию кадрового резерва, способного работать в продуктовой логике.
  • Формирование «ядра» и базы трекеров, проверенных «в бою».
  • Сложно вовлечь в культуру предпринимательства, если вы сами не вовлечены. Полезны: стажировки, проекты в молпреде, обучение и общение для расширения насмотренности.

6. Сила цифрового следа

Важно создавать и сохранять цифровые следы, включая инструкции, шаблоны, документы, чтобы сохранять и передавать накопленные знания и опыт. Без цифрового следа с уходом или сменой роли сотрудника теряется ценный ресурс. Это касается не только документации, но и платформ, готовых решений и моделей, которые можно адаптировать вместо разработки с нуля.

Цифровая экосистема позволяет

  • масштабировать опыт
  • избегать повторных ошибок
  • сохранять знания внутри структуры

В реализации программ стартап-студии мы, как правило, используем партнерскую онлайн-платформу  Distant.Global. Она позволяет отслеживать и фиксировать все необходимые показатели эффективности в динамике.
На фото: Цифровая экосистема сервисов и инструментов сопровождения студентов по предпринимательскому треку
Цифровая экосистема сервисов и инструментов сопровождения студентов по предпринимательскому треку

Заключение

Развитие молодежного предпринимательства — не серия разовых мероприятий, а многолетняя стратегическая работа.

Устойчивую систему можно построить даже при ограниченных ресурсах, если:

  • четко поставить цели
  • распределить роли и зоны ответственности
  • использовать опыт партнеров
  • не бояться переосмысливать процессы

Важно выходить за рамки отдельных инициатив и создать экосистему, в которой каждый элемент работает на общий значимый результат. Только так предпринимательская активность студентов станет настоящим конкурентным преимуществом университета.
Получать новые статьи и кейсы в телеграм-канале стартап-студии «Открытые инновации»
Поможем настроить управляемую систему предпринимательства в университете, свяжитесь с нами