Как внедрить техпред в университете в 2024 году: 10 слагаемых успеха

Технологическое предпринимательство в университетской среде сегодня — уверенно растущий тренд: студенты хотят учиться запускать стартапы — система высшего образования предлагает им программы. Однако, для многих университетов масштабность внутренней структуры и вытекающая из нее недостаточная гибкость становятся препятствиями к тому, чтобы взращивать предпринимателей эффективно и безболезненно.

Как успешно реализовать программу техпреда в университете, какие сложности придется преодолевать и что поможет достичь результатов — обсудили с Алексеем Лысенко, заместителем директора Института опережающих технологий «Школы Икс» ДГТУ и тренером тренингов предпринимательских компетенций в рамках федерального проекта «Платформа университетского технологического предпринимательства» от нашей стартап-студии.

  • Алексей Лысенко, заместитель директора Института опережающих технологий («Школы Икс») ДГТУ, доцент, руководитель магистерской программы «Технологическое предпринимательство в ИТ», куратор функционального трека «Предпринимательство», тренер тренингов предпринимательских компетенций стартап-студии «Открытые инновации»

    Алексей Лысенко
    Заместитель директора Института опережающих технологий («Школы Икс») ДГТУ, доцент, руководитель магистерской программы «Технологическое предпринимательство в ИТ», куратор функционального трека «Предпринимательство», тренер тренингов предпринимательских компетенций стартап-студии «Открытые инновации»


Алексей рассказал, как в «Школе Икс» уже 5 лет успешно готовят инженеров-предпринимателей нового поколения, проектирующих и запускающих собственные стартапы.

История Алексея легла в гайд для лидеров изменений, реализующих программы по техпреду в университетах. В гайде вы найдете 10 шагов успешного внедрения техпреда в университете с чек-листами и комментариями Алексея для каждого шага.
На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
1. Выбрать «свой путь»
  • готовность ректора
  • полезность для университета
  • заряженная команда
  • актуальная концепция

Обычно внедрение трека по техпреду в университете происходит по одному из типовых путей: изучение и интеграция лучших практик и отдельных элементов, либо реализация полноценной акселерационной программы без привязки к основному направлению обучения, либо внедрение трека «Предпринимательство» в конкретном подразделении. На реализацию таких программ можно получить финансирование за счет государственных грантов.

«Школа Икс» появилась принципиально иным путем: инновационная экосистема сформировалась как «стартап» с высокой степенью автономии в рамках общей университетской среды, и ее развитие финансировалось за счет собственных средств университета. Запуск инициировал ректор ДГТУ как небольшой, но амбициозный, яркий и приковывающий к себе внимание экспериментальный проект в рамках конвенционального университета.

Комментарий Алексея: «На момент инициации проекта в 2018 году мы уже изучали успешный опыт экспериментов в университетах и решили взять за основу формат образовательного гринфилда. Внедрить спроектированную модель под грифом трансформации инженерного образования в существующие рамки университета не представлялось возможным. На момент основания нового Института ректор был готов к изменениям, и у нас собралась группа энтузиастов, горевших идеей реализовать инновационный проект, максимально заточенный под потребности студентов с одной стороны, с другой — попадающий в потребности существующего рынка. Запуск новой структуры как «стартапа внутри университета» давал нам больше свободы действий — но и ответственность за результат, безусловно, росла кратно.

В прошлом году у нас был первый выпуск — хороший повод оглянуться назад и подвести итоги. Сегодня нас выбирают абитуриенты как приоритетный вуз для поступления. Были даже случаи, когда ребята отчислялись из московских вузов, чтобы перевестись к нам. Конечно, проект все еще экспериментальный, а потому даже сейчас нам нередко приходится сталкиваться со скепсисом в свой адрес. Но мы во главу угла ставим интересы студентов и рынка, ведь если студенты после обучения у нас становятся востребованными на рынке труда, если абитуриенты целенаправленно к нам поступают, родители хотят, чтобы их дети именно у нас учились, если бизнес говорит "Нам это нравится" — эта обратная связь делает нас пуленепробиваемыми для скепсиса».

На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
2. Сформировать четкий образ выпускника
  • целевой образ выпускника на основе трендов мировой экономики
  • образ выпускника отвечает тенденциям рынка труда
  • сфокусированность образа выпускника
  • обоснованная и непротиворечивая система компонентов образа

Целевой образ выпускника «Школы Икс» описан на официальном сайте как «системный инженер с уникальным набором навыков и компетенций: умение решать реальные технологические задачи и создавать собственные инновационные проекты, способность эффективно работать в команде, быть гибким и готовым к неопределенности».

Комментарий Алексея: «Мы отталкивались от анализа текущей ситуации. Мир сегодня слишком сложный для понимания одним человеком и меняется слишком быстро и непредсказуемо, профессии устаревают быстрее, чем человек успевает отучиться в университете, а диплом давно уже из конкурентного преимущества превратился в сертификат социальной нормальности.

Сегодня работодатели при выборе кандидата делают ставку на портфолио реализованных проектов и гибкие навыки, нередко предпочитают нанимать сразу слаженную команду специалистов, а ценность профессионала измеряют развитостью его критического мышления и умения переучиваться и адаптироваться.

В "Школе Икс" много внимания уделяется развитию гибких навыков. Главная задача — создать условия для роста такого специалиста, который может работать не только со сложной целевой системой, но и в междисциплинарном направлении, учитывая смежные контексты. Важно, чтобы выпускник понимал, как сегодня функционирует мировая экономика и как в этом контексте запустить и вырастить востребованный продукт».
Схема, описывающая образ выпускника Школы Икс

Алексей обозначил 4 отличительные особенности образа выпускника «Школы Икс»
  1. системное мышление
  2. навык работы в неопределенности
  3. умение реализовывать инновационные инициативные проекты
  4. ответственность

Комментарий Алексея: «Мы делаем ставку на подготовку инженера, который понимает не только как сделать новый продукт, но и в каком контексте этот продукт будет использоваться, и который несет ответственность за свое инженерное творение.

Умение системно мыслить — ключевое. Мы не готовим узкоквалифицированных специалистов, потому что рынок этого предложения перегрет относительно спроса. Наш выпускник разбирается в смежных контекстах и способен организовать работу команды, может эффективно ставить гипотезы, запускать и вести сложные проекты. Я убежден, что компетенции работы в условиях неопределенности — самое сложное, но и самое нужное в этом турбулентном мире.

Я хочу, чтобы наши выпускники вместо "Ой, меня этому в университете не учили" говорили "Меня научили быть готовым к изменению ситуации и иметь возможность восполнить свои дефициты для того, чтобы эффективно действовать в новых условиях"».

На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
3. Отбирать абитуриентов, которые хотят и потенциально могут соответствовать образу выпускника
  • ценности и майндсет как критерии отбора
  • ориентация на качество, а не количество

Первый набор на программу состоялся в 2019 году — тогда были отобраны 100 абитуриентов. Сегодня конкуренция высока, и это позволяет Институту опережающих технологий привлекать более замотивированных студентов. Среди ключевых критериев отбора Алексей обозначил готовность поступающих к учебе в форматах «Школы Икс», к командному взаимодействию, к работе со сложными проектами с первой недели обучения, а также стрессоустойчивость и критическое мышление.

Комментарий Алексея: «Образ выпускника изначально выглядел достаточно амбициозно — и предъявлял к учащимся ряд требований. Первый набор был экспериментальным, и мы не могли обещать студентам конкретных результатов. Даже несмотря на это, мы впоследствии попрощались с 58 из 100 набранных студентов. Некоторые студенты уходили по собственному желанию, так как в процессе они поняли, что им такая модель не подходит. С дисциплинарной точки зрения выбывшие студенты ничего не потеряли и продолжили обучение на других образовательных программах ДГТУ.

В последующие наборы абитуриенты выбирали нас уже целенаправленно, понимая, куда они идут, и ситуация с отсевом изменилась. Студенты уже понимали, что это не просто "элитная" программа, и более ответственно оценивали масштаб работы, с которым им предстоит столкнуться».

На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
4. Взять за норму открытое и прозрачное взаимодействие
  • прозрачность как основа доверия
  • партнерские взаимоотношения с учащимися
  • открытость — мостик к новым возможностям

На интервью Алексей показывает локацию «Школы Икс». Интерьер напоминает коворкинг: стеклянные стены, много воздуха, полная прозрачность. Алексей сообщает, что у них нет отдельных кабинетов даже для администрации Института: любой студент может прийти к любому сотруднику и задать абсолютно любой вопрос. Пространство символически отражает глубину прозрачности во взаимоотношениях со студентами, изначально заложенную здесь как неотъемлемую норму.

Комментарий Алексея: «Когда мы привлекали первых студентов — мы буквально продавали им эксперимент. Нам критически важно было быть с ними максимально честными. Мы прямо говорили, что на кону наша репутация, что мы сделаем все возможное, чтобы все получилось, и что мы не знаем, как именно все будет — но будет по-новому, и вы можете стать частью этого. Выстраивание доверительных партнерских отношений было своеобразным ценностным фильтром, когда культура "Школы Икс“ только формировалась. Сейчас этот принцип уже не так остро проявлен, потому что "Школа“ стала более стабильной саморегулируемой средой».

Студенты постоянно участвуют в форумах, фестивалях, конкурсах, а в стенах Института регулярно проходят дни открытых дверей для школьников и родителей. Алексей и другие сотрудники — частые спикеры на различных площадках в тематиках инноваций и трансформаций в высшем образовании.

А еще в Институте постоянно собирают от студентов обратную связь, на основе которой стараются непрерывно улучшать их опыт обучения. Благодаря собственной цифровой системе поддержки принятия решений любой курс, преподаватель, вообще любое действие поддается оценке на основе реальной обратной связи.

Комментарий Алексея: «Мы буквально как открытая книга. У нас все защиты студентов открытые и публичные, то есть на них может прийти кто угодно от руководителя компании до мамы студента. Часто на защиты приходят представители бизнеса и инвесторы. А еще любой школьник может приехать и прожить у нас целый день в роли студента: участвовать в проектно-аналитических сессиях, занятиях, общаться со студентами и преподавателями.

Такой уровень открытости сформировался интуитивно: люди интересовались тем, что мы делаем — мы стали делиться, причем мы делимся и успехами, и неудачными практиками без купюр.

Наша открытость помогла найти новые партнерства. Так, сейчас мы реализуем программу двойного дипломирования со Школой перспективных исследований (SAS) Тюменского государственного университета. Студенты, которые выбирают направление "Информационные технологии", учатся 2 года в Тюмени, а на 2 последующих приезжают к нам».

На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
5. Выстроить обучение вокруг проектов
  • проекты на основе задач с открытым решением
  • запрос на знания исходя из задач проекта
  • преподаватели — технические консультанты
  • открытые защиты с участием представителей бизнеса

Метод проектов занимает ключевое место в системе обучения «Школы Икс»: с самой первой недели на протяжении каждых 2 месяцев студенты работают над новым проектом в командах, а затем представляют результаты на питчинг-сессии.

Особенность в том, что студентам предлагаются реальные «открытые» задачи без заранее известного единственно правильного решения от индустриальных партнеров — для мотивации учащихся к поиску инновационных подходов и идей. Задачи формулируются таким образом, чтобы в процессе поиска решения студенты обязательно столкнулись с дефицитом и у них появился запрос на новые знания и навыки.

Тьюторы помогают учащимся понять, что им необходимо получить для ликвидации дефицита знаний. Именно эти целевые знания студенты получают на лекциях, проектных сессиях, консультациях. Таким образом, учащиеся осознают, зачем осваивают те или иные дисциплины, а знания усваиваются не просто набором, а сразу системой в привязке к реальному опыту.
На фото: схема проектного модуля Школы Икс
Комментарий Алексея: «Предположим, студент работает с проектом, в рамках которого ему нужно подготовить 3D модель. В это время у него идут пары по "Системам автоматизированного проектирования", он консультируется с преподавателем-экспертом, готовит вопросы к этим консультациям и выполняет практические задания, которые напрямую связаны с его проектом. То есть учащиеся не просто слушают преподавателя, а скорее "допрашивают" его.

Кроме того, уже после первых двух месяцев обучения, то есть по завершении первого проекта, студенты защищают свои проекты перед внешними экспертами на питчинг-сессиях. Приглашенные представители бизнеса задают вопросы о результате и продукте — и студентам приходится готовиться соответствующе. Уровень ответственности на таком выступлении сопоставим с уровнем ответственности на защите выпускной работы. Только обычно в университете защита проходит один раз, а у нас — каждые 2 месяца».

На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
6. Прививать студентам ответственность и субъектность
  • закрытие дефицитов — основа адекватного выбора
  • взрослость как навык
  • создание условий для адекватной реализации свободы выбора

Целевой образ выпускника Института опережающих технологий подразумевает высокий уровень зрелости. Она воспитывается у учащихся через предоставление им свободы выбора, идущей рука об руку с ответственностью.

В общем для всех «ядерном» блоке программы, длящемся 2 первых года обучения, студенты закрывают дефициты базовой инженерной грамотности, пробуя себя в разных проектах и формируя понимание о трех профильных треках — один из них им предстоит выбрать в конце второго года. Кроме того, каждые 2 месяца студенты выбирают электив для закрытия дефицитов, которые они фиксируют в процессе работы над проектами.
На фото: образовательная модель Школы Икс
Комментарий Алексея: «Мы воспитываем "взрослость": сюда входит в том числе понимание, чего человек хочет от своего образования. Чтобы совершить осознанный выбор, нужно чтобы у студента было адекватное сформированное представление о том, что он выбирает, в каком контексте и почему.

Мы формируем взрослость через развитие партнерских отношений со студентами и через индивидуальную образовательную траекторию, в которой практически на каждом шаге студент совершает выбор и несет за него ответственность. Важно, что мы не "бросаем их в воду", а учим выбирать.

Сначала это выбор роли и зон ответственности при работе над проектом в команде. Впоследствии — выбор профильного и функционального треков на 3-м году обучения. Через выбор элективов студенты учатся быть ответственными за контент, который они потребляют. Мы предлагаем не 2−3 электива, а порядка 50 — и не только технической направленности. Кому-то нужно углубленное изучение языков программирования, а кому-то — мастерство публичных выступлений».

В конце второго года студенты выбирают профиль, уже «пощупав» и поняв, что из себя представляют все 3 профиля и в целом сформировав уже определенные представления о том, как он, пройдя обучение в этом профиле, будет строить свою карьерную траекторию.

Комментарий Алексея: «К слову, наши учащиеся для нас тоже зачастую создают неопределенность. В частности, в прошлом году мы прорабатывали с командами выпускников стартапы для запуска в рамках программы "Стартап как диплом“, готовили их к итоговому питчингу, собрали инвест-борд. В результате большинство команд получили предложения от инвесторов. Однако, есть команды, которым сделали хороший оффер, и они ушли в найм, отказавшись от запуска стартапа и инвестиций».

На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
7. Создавать коллаборации с партнерами из бизнеса в стратегии win-win
  • взаимная полезность
  • расширение пространства возможностей для всех
  • приоритет нематериальных активов
  • гибкость и разнообразие форматов взаимодействия

В «Школе Икс» форматы взаимодействия с бизнесом отличаются от традиционных практик в духе оснащения лабораторий. Здесь это скорее творческие коллаборации.

Как правило, сотрудничество с компаниями развивается в глубину поэтапно. Сначала разрабатывается совместный элективный двухмесячный модуль — такой формат не отнимает у бизнеса много ресурса и дает возможность познакомиться с особенностями Института и студентами, а также понять, где именно и компания, и студенты могут получить наибольший эффект от взаимодействия.

Дальше можно сделать большой цельный модуль для основной «ядерной» программы или профильного трека. Затем бизнес может пригласить студентов к себе на практику. А также Институт принимает от компаний задачи для студенческих проектов, интенсивов и хакатонов.

Комментарий Алексея: «Когда мы работаем с представителями бизнеса, мы предлагаем выстроить такую образовательную программу или модуль, в рамках которого к нам придут эксперты-практики от бизнеса и поработают с нашими студентами. Выстроить здоровые партнерские отношения с бизнесом, иметь возможность привлекать для обучения их нематериальные активы — это сложно и намного более ценно. Во взаимодействии с партнерами мы делаем акцент на взаимной полезности и на прозрачной коммуникации.

Чтобы научиться работать с оборудованием, мы отправляем студентов непосредственно в компанию на практику. При этом мы не пытаемся подготовить из студентов сотрудников под конкретное рабочее место или технологический стек: через 2−3 года современные технологии уже станут неактуальными. Мы стараемся через взаимодействие с разными компаниями дать студентам широту возможностей и представлений об устройстве индустрии.

В свою очередь, компания, работая со студентом, повышает вероятность в дальнейшем получить его к себе в качестве ценного сотрудника. У нас уже есть немало кейсов, когда выпускники выбирали для трудоустройства именно те компании, от которых они получили экспертизу во время обучения и смогли благодаря этому вырасти профессионально».

На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
8. Привлекать внешнюю экспертизу
  • ценность нового, экспериментов, обратной связи
  • делегирование как рациональное сохранение ресурса
  • полезность нетворкинга
  • расширение мышления через внешние источники

В «Школе Икс» ценят открытость и продолжают экспериментировать с образовательным процессом. Следуя принципу открытости, здесь ценят внешнюю экспертизу, которую привлекают не только в лице экспертов из бизнес-среды.

Так, в 2023 году наша стартап-студия подготовила 6 команд Института к питчинг-сессии на митапе #ИнженерыРешают и помогала организовать сам митап, в 2024 году мы продолжили сотрудничество. По словам руководителя проектов Арины Артамоновой, взаимодействие с представителями Института проходило максимально гибко и всегда с фокусом на результат.

Комментарий Алексея: «Задач много, и гораздо выгоднее привлечь экспертов, чем делать всё самим. Привлечение внешних специалистов помогает поддерживать команду сфокусированной, вместо того чтобы закрывать своим ресурсом все задачи.

Я, например, являюсь сертифицированным трекером, но я не буду проводить трекинг для моих студентов. У меня уже достаточно ролей, и мне выгоднее пригласить сотрудничать, например, стартап-студию "Открытые инновации", которая и трекеров компетентно подберет под наши задачи, и поможет с организацией мероприятий.

А еще внешняя экспертиза и вообще любой нетворкинг — это прекрасный способ расширить мышление и насмотренность, привнести в проект что-то новое, свежее. Чем больше нетворкинга, тем больше обратной связи и возможностей».

На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
9. Подбирать команду на основе общности ценностей
  • гибкость и адаптивность мышления
  • ориентация на потребности и запросы учащихся
  • непрерывный мониторинг и работа с обратной связью
  • горизонтальное управление и автономность

В «Школе Икс» принято не говорить «Нет» запросам студентов и новым вызовам, а использовать возможности по максимуму — как в настоящем стартапе. Адаптивность содержания обучения под проекты требует высокой гибкости и в целом особого склада мышления от команды.

Комментарий Алексея: «Мы изначально планировали сделать обучение максимально гибким содержательно — опираться на потребности студентов и на динамически меняющиеся индустрии, в которых выпускникам и предстоит реализовывать свои проекты. Студенты, например, говорят: "Нам не нравятся те варианты на рынке труда, которые у нас есть после выпуска. Мы хотим сделать свой рынок труда" — почему бы нам их в этом не поддержать? Это благородная цель.

Мы хорошо понимаем, что растет новое поколение людей, и они пойдут работать именно туда, где увидят ценность и почувствуют удовлетворение от того, что делают. Наша задача — поддержать и направить. Как педагогические дизайнеры, мы ставим свои желания на последнее место».

Команда «Школы Икс» начала формироваться в 2018 году как группа инициаторов проекта новой инженерной школы.

Комментарий Алексея: «Все мы имели определенную насмотренность, вдохновлялись чужим успешным опытом, проходили обучение — это сформировало определенный общий менталитет, желание создать что-то амбициозное, веру в результат и одновременно осознание своей ответственности.

Поначалу, на стадии запуска, роли в команде были сильно размыты: задачи регулярно наваливались, и нам приходилось помогать друг другу. Сейчас горизонтальность так остро не ощущается, как тогда, но мы стараемся поддерживать и культивировать в коллективе взаимодействие на равных. Кроме того, у каждого достаточно много автономности — например, руководителя профильного направления можно сравнить с менеджером или владельцем продукта — если провести аналогию со стартапом».

На фото: студенты Школы Икс ДГТУ
10. Адаптировать, а не копировать
  • невозможно «украсть» сложную систему
  • изучение чужих успешных практик
  • высокая жизнеспособность адаптированного опыта
  • признание бессмысленности сокрытия опыта

Скопировать сложную систему практически невозможно, однако, крайне полезно изучать успешные практики. Изначально спроектированная на основе опыта различных образовательных экспериментов модель обучения «Школы Икс» со временем трансформировалась, гибко адаптируясь к актуальным запросам.

Команде «Школы Икс» не страшно, что их опыт могут «украсть». Когда Алексей получает запрос на экстраполяцию опыта Института в других заведениях, он заранее предупреждает, что полностью скопировать модель обучения не получится — да и не нужно.

Комментарий Алексея: «Любым своим опытом мы всегда готовы поделиться. По более глубоким запросам обычно мы проводим программы ДПО, основанные на нашем кейсе. Делимся экспертизой, проводим проектные сессии, помогаем проектировать модель через призму нашего опыта. Один из ярких примеров — прошлогодняя коллаборация с Высшей инженерной школой ЧувГУ, которая тоже построена по принципу образовательного гринфилда. Этот проект уже запущен и активно развивается».

Опыт «Школы Икс» наглядно показывает, что даже в конвенциональных университетах не всегда стоит выбирать проторенную дорожку. Разумный риск при наличии возможностей может привести к появлению чего-то уникального и яркого.

Важно при реализации таких инновационных проектов придерживаться ценностных ориентиров, сохранять гибкую открытость новому, налаживать и поддерживать полезные связи, которые насыщают проект экспертизой извне.

Организуем обучение техпреду в вашем университете, свяжитесь с нами